Программа развития.
(Фрагменты)
«Модель «Школа гражданского образования».
Школа реализует концепцию общеобразовательного учреждения адаптивного характера. Исходная посылка: «Можно и нужно учить всех детей без исключения вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий»
«Школа гражданского образования» - это такое образовательное учреждение, где в процессе обучения и воспитания на основе нового содержания и новых технологий осуществляется формирование гражданской компетентности и гражданское становление личности учащегося.
«Школа гражданского образования» призвана помочь каждому ребенку построить индивидуальную траекторию развития.
«Школа гражданского образования» разноуровневая и многопрофильная, предполагающая реализацию различных образовательных программ с позиций личностно-ориентированного подхода.
Миссия школы.
Воспитание гражданина – личности свободной, способной ответственно делать выбор, достигать целей гуманными способами, знающей и способной отстаивать гражданские права, умеющей жить в условиях демократического общества; личности с развитым чувством гражданского долга и ответственности, патриотизма, уважения к законности и праву, осознающей важность образования и стремящейся к достижению успешности на собственное и общественное благо.
Цели и задачи развития.
- Моделирование и создание оптимальной социопедагогической, воспитательно-образовательной среды, способствующей социализации и гражданскому становлению личности учащихся.
- Обеспечение условий, способствующих реализации права ребенка на получение качественного образования в соответствии с его потребностями и возможностями.
- Обеспечение условий, способствующих формированию здорового образа жизни.
- Организация системы непрерывного развития и совершенствования психолого-педагогической культуры учителей.
- Обеспечение развития системы социального партнерства как средства включения школьника в социальные связи различного типа и уровня.
Концептуальные идеи.
- Стратегия школы основывается на личностной философии образования.
- Благоприятный психологический климат, сохранение душевного и эмоционального благополучия – важнейшее условие успешности обучения и воспитания; один из компонентов образовательной среды, формирующей навыки толерантного поведения.
Гражданское образование и воспитание предполагает
- гуманистический характер жизнедеятельности школьника, всей системы УВП;
- опору на ценности гражданского общества, семьи, родного края;
- формирование и развитие здравого смысла жизни человека в таких направлениях, как:
человек: свобода и право;
человек: духовность и творчество;
человек: добродетель и порок;
человек: мир и миролюбие;
человек: права и обязанности;
человек: природа и сущность.
- развитие содружества; сотворчества, соуправления через деятельность: в общественной организации им. Ю.А.Гагарина, в объединениях и клубах по интересам;
- приобщение к духовным ценностям отечественной и мировой цивилизаций;
- гуманизация содержания образования;
- выявление роли личности в истории, науке, искусстве.
Данные концептуальные положения реализуются на основе принципов:
- интеграции, гуманизации, демократизации, открытости, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Модель проекта интегрирует в себе 4 модели гражданского образования.
Предметно-тематическая модель: базируется на возрастной вертикали гражданско-правовых знаний. Реализует содержание учебных программ курсов «Граждановедение», «Права человека».
Условия продуктивности использования модели:
- наполнение содержания отдельных тем для изучения личностным и общественным звучанием;
- использование активных методов обучения – дискуссий, групповой работы, моделирование, ролевых игр и др.;
- сочетание учебной и внеклассной работы, вовлечение учащихся в решение общественных проблем.
Межпредметная модель: представляет совокупность педагогических приемов, методов, объединенных общей ценностной направленностью к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания и позволяет воссоздавать ценностные контексты, идентифицировать и транслировать ценности гражданской демократии.
Институциональная модель:
- формирует правовое пространство в школе;
- предполагает моделирование элементов взрослой гражданской жизни (выстраивается система самоуправления);
- приведение в соответствие с демократическими ценностями основных элементов школьной жизни (уклад жизни);
- превращение школы в центр общественных и культурных связей.
Проектная модель: предполагает разработку и реализацию различных проектов общественно-политической, патриотической, экономической направленности. Социальные проекты – способ овладения гражданскими компетенциями.
Инновационные проекты и программы, реализуемые в школе:
- проект «Гражданское образование»;
- проект «Предпрофильная подготовка и профильное обучение»;
- программа «Здоровье»;
- программа «Школа будущего первоклассника»;
- программа «Одаренные дети»
- программа «Формирование правовой культуры школьников как условие социализации»;
- программа «Гражданское воспитание на уроках гуманитарного цикла»;
- программа «Освоение технологий критического мышления – условие формирования гражданской компетенции учащихся»;
- программа «Введение курса «Граждановедение» для учащихся 5-7 классов как средство формирования социальной и гражданской компетенции»;
- программа «Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических качеств личности учащихся».
Организация образовательного процесса
Образовательный процесс обеспечивает вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения.
Основу вариативности составляют:
- ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей учащихся;
- учет их интересов через организацию профильного и углубленного изучения предметов;
- оказание индивидуальной педагогической и психологической помощи детям, имеющим различного рода проблемы.
В основу организации образовательного процесса закладывается представление об индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ученику.
Дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности.
Дифференцированное обучение предполагает выделение:
- базового уровня образования в условиях коррекционного развивающего обучения;
- базового уровня образования, учитывающего индивидуальные возможности и способности каждого учащегося;
- повышенного уровня обучения, предполагающего глубокое овладение материалом и творческое его преломление на практике.
|